Аркадий Александрович Филёв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Человеческая  жизнь  что  река!  Бывают  реки  тихие  и  бурные,  мелкие  и полноводные.  У  полноводной  реки  всегда  длинный  и  беспокойный  путь.  Прежде чем  стать  полноводной,  она  петляет  по  болотам  и  лесам,  собирает  на  своём  пути ручейки  и  речушки  и,  набрав  сил,  где-нибудь  через  десяток  километров стремительно  вырывается  на  простор,  в  луговую  ширь. По  реке  можно  узнать характер  местности,  её  богатства.  Так  и  по  человеку,  по  его  думам  и  делам  можно определить   время,  эпоху», - так  писал  Аркадий  Александрович  Филёв,  известный писатель,  наш  земляк,  в  статье  «Начало  биографии»,  опубликованной  мая  1961  года  в  газете  «Кировская  правда».              

Читаешь  эти  строчки  и  размышляешь:  если  жизнь  что  река,  то  жизнь  Аркадия  Александровича  бурная,  полноводная,  беспокойная  река.  И  живительными  источниками,  родниками,  питающими  её,  стали  Подосиновский  край,  люди,  живущие  здесь, и,  конечно  же,  наша  Подосиновская  средняя  школа.

С  какой  гордостью  произносим  мы  имя  бывшего  ученика  и  учителя  нашей  школы  А.А.Филёва.  Сколько  радости  и  уважения  испытываем  от  сознания  того,  что  его  жизнь  сопричастна  с  нашей.  И  как  глубоко  врезаются  в  душу  слова  А.А.Филёва,  сказанные  о  Подосиновской  школе:

«Наверное,  нет  в  Подосиновце  семьи,  из  которой  не  учились  бы  в  школе,  нет  в  районе  деревеньки,  в  которой  не  жил  бы  когда-либо  её  воспитанник.

Я  называю  школу  родной  не  ради  красного  словца,  а  по  существу:  мне  посчастливилось  пробыть  в  школе  в  разное  время  лет,  и  я  горжусь  этим.  У  меня  остались  самые  приятные  и  радостные  воспоминания.

Впервые  я  переступил  порог  школы  в  августе  1927  года.  Тогда  нас,  деревенских  мальчишек  и  девчонок,  собралось  больше  120  душ,  а  требовалось  набрать  в  пятый  класс  всего  лишь  30  человек.  Как  поступить  с  нами?  Нам  устроили  экзамены  по  русскому  языку,  математике  и  географии.  Экзамена  по  русскому  языку  я  не  боялся,  географию  знал,  как  говорят,  назубок,  а  вот  математики,  признаюсь,    побаивался.  Но,  к  моему  счастью,  я  на  экзамене  осилил  и  математику  и  был  зачислен  учащимся  класса.  Радости  у  меня  не  было  конца!  Вспоминается,  как  мы  возвращались  домой.  Нас  в  Шолгскую  сторону  шло  человек  двадцать,  а  принято  из  них  было  всего  три  человека,  помимо  меня -   Миша  Княжев,  да  был  зачислен  в  школу  кандидатом  Вася  Филёв.  Взобравшись  на  хребтину  увала,  что  за  Раменьем – Кременьем,  мы  увидели  знакомые  родные  места,  все  обрадовались  и  закричали  «Ура!»,  бросали  вверх  свои  картузики  и  кепчонки.  Вместе  со  всеми  кричал  здравицу  Шолге  и  я.  Вдруг  кто-то  из  ребят  сказал,  а  чего, мол,  они   радуются,  давай  их,  как «принятых»,  побьем.  Хотя  предложение  ничего  хорошего  нам  не  предвещало,  но  я  подумал:  «Ну  и  что ж,  пусть  и  побьют,  главное  приняты!  Ради  одного  этого  стоит  нести  кару».  Ребята  было  столпились,  начали  задираться,  мы  заняли  оборону.  Но,  к  нашему  счастью,  другой  парень  заступился:  «Оставь  их,  чего  на  ворот  лезете,  разве  они  виноваты… пусть  учатся…  счастливчики…

И  верно,  можно  сказать,  мы  тогда  были  самыми  счастливыми,  среди  «непринятых»  были  замечательные  ребята  и,  возможно,  не  менее  способные,  чем  мы,  но  они  остались  за  бортом  школы.  Велика  в  то  время  была  тяга  к  знаниям,  а  школ  не  хватало.  На  весь  район  была  одна  семилетка.

Вспоминается  сатирическая  школьная  стенгазета,  вечера  «вопросов  и  ответов»,  «школьный  кооператив»,  когда  на  свои  паевые  мы  закупали  ученические  принадлежности  и  сами  ими  торговали,  сортировка  семян  в  только что  появившихся  колхозах  и  многое  другое.  Особенно  вспоминается  беспокойная  зима  1929-30  годов.  В  районном  клубе,  ныне  Доме  культуры,  почти  каждый  день  проходили  какие-нибудь  собрания.  Мы  в  ту  пору  всем  интересовались,  всюду  пробирались,  знали  о  всех  новостях,  пожалуй,  раньше,  чем  взрослые.  Хорошо  помню,  как  выступали  и  ратовали  за  колхозы  районные  руководители – секретарь  райкома  Ростунов,  председатель  райисполкома  Песьяков,  землеустроитель  Меньшуткин…  Одни  из  первых  мы,  ребятишки,  прочитали  на  школьной  перемене  и  статью  И.Сталина  «Головокружение  от  успехов».  А  в  другую  перемену  спорили,  как  дальше  будет  с  колхозами.

Боевое  было  время,  очень  интересное,  с  большим  уважением  вспоминаю  своих  учителей:  Ивановского И.Ф.(носил  бороду,  был  прост,  как  крестьянин),  преподавателя  обществоведения  и  планирования  колхозного  производства    ВирачеваВ.Н.,   литератора Попова Е.Д.

Когда-то  я  носил  тетради  на  квартиру  Попова,  который  жил  на  Захаровской,  у  речки.  В  холостяцкой  комнате  стояли  только  кровать,  стол  и  два  стула.  Но  что  меня  удивило,  это  книги.  Книги  лежали  повсюду:  на  столе,  на  подоконнике,  в  грудах  на  полу.  Я  такого  количества  книг  ещё  никогда  не  видел.  А  он  брал  из  груды  то  одну  книжку,  то  другую  и  говорил:  «Вот  эту  тебе  надо  прочитать.  И  эту  вот… .  и  ту  тоже  надо  прочитать».

Хорошо  помню,  как  он  образно  читал  в  седьмом  классе  Евгения  Онегина.  Однажды сереньким  апрельским  утром  пришёл  в  класс  и  сказал:  «У  нас  в  литературном  доме  беда – скончался  Владимир  Маяковский».

         Весь  вечер  я  потел  над  белым  листом:

…  потеряли  агитатора,

Маяковского,

Горлана – главаря,

Потеряли  площади

Оратора,

Да  какого  мастера  пера!...

Лет  через  пять  учителя  Попова  я  встретил  в  Вологодском  пединституте.  «Учусь,  осваиваю  математику  и  физику,  здороваясь,  признался  он.  А  ты,  наверное,  на  литфаке?  Так  я  и  думал.  Я  тоже  с  книгами  не  расстаюсь.  Математика – для  дела,  а  книги – для  души.

Больше  я  с  Е.Д.Поповым  не  встречался.  Он  сильно  повлиял  на  мою  судьбу,  может,  под  его  влиянием  я  и  начал  писать.

В  апреле  1930  года  райком  комсомола  и  школа  командировали  человек  десять  на  учёбу  в  сельхозтехникум.  А  в  мае  того же  года  послали  такую  же  группу  в  Велико-Устюгский  педтехникум.  В  число  их  попал  и  я.

Так  я  стал  учителем.  Второй  раз  я  переступил  порог  школы  в  1939  году,  мне  предстояло  преподавать   литературу  в  старших  классах  школы.  Учительствовал  я  до  августа  1942  года.  Это  были  тоже  напряженные  годы.  Особенно  начало  войны.  Учителя  сами  заготовляли  топливо  на  весь  год,  а  учащиеся  распиливали  и  кололи  дрова.  Помогали  колхозам  убирать  урожай.  В  расписании  появились  новые  предметы:  военное  дело,  ПВХО,  сельское  хозяйство  (готовили  мальчиков  на  трактористов  и  машиноводителей),  санитарное  дело  (готовили  девушек  на  медсестёр).

Отчётливо  вспоминаю  учителей  тех  лет:  Кашинцева А.П. (погиб  на  фронте),  Ахмадиева И.А. (погиб  на  фронте),  Осколкова  Н.А. (погиб  на  фронте),  Боровского  Н.Н. (погиб  на  фронте),    военрука  Гудкова  (погиб  на  фронте),    Логиновского  А.А.,  БарыкаС.С.,  ПачезерцеваК.Г., ТолстухинаС.М.,  СмирноваВ.Т.,  БойкоК.И.,  ЛогиновскуюЕ.И.,  ПивоваровуМ.Г., МомотовуВ.А.,  ШарыповаМ.Н., ШелковниковаН.И.  и  многих  других.

Коллектив  был  сильный,  работоспособный  и,  в  основном,  дружный.  Жаль,  что  многим  не  суждено  было  дожить  до  юбилея  школы.  Тем  более  мы  должны  вспомнить  о  них  добрым  словом», -  так  писал  Аркадий  Александрович  Филёв  четверть  века  назад  к  100- летию  школы.  И  сейчас,  когда  этого  замечательного  человека  нет  среди  нас,  нам  дорого  каждое  слово  из  этих  воспоминаний,  свято,  как  память,  как  реликвия.

Также  ценны  и  дороги  воспоминания  об  А.А.Филёве  его  коллег,  учеников,  друзей.

В  статье  «Любимый  учитель»,  посвященной  80-летию  со  дня  рождения  А.А.Филёва,  выпускница  школы  1941  года  А.Захарова  писала:  «Аркадий  Александрович  Филёв – прекрасный  преподаватель  русского  языка  и  литературы…  мы  все  заворожено  его  слушали.  Говорил  он  выразительно,  образно.

Уроки  проходили  как  бы  на  одном  дыхании… .  Но  у  него  было  ещё  одно  природное  дарование.  Он  не  мог  никого  обидеть,  оскорбить,  унизить  достоинство  человека.  Аркадий  Александрович  был  для  нас  и  преподавателем,  и  учителем,  старался  воспитывать  в  нас  скромность,  другие  лучшие  черты.  Это  делал  он  всем  своим  поведением,  простотой  в  обращении,  ненавязчивыми  рассуждениями,  рассказами…

Большая  дружба  связывала  Аркадия  Александровича  с  Яковом  Фёдоровичем  Чебыкиным,  который  неоднократно  выступал  на  страницах  газеты  «Знамя»  со  своими  теплыми  воспоминаниями  об  этом  замечательном  человеке:  «Аркадия  Александровича  в  1939  году  назначают  преподавателем  литературы  в  Подосиновскую  среднюю  школу.  Случилось  так,  что  учеником  его  стал  известный  позднее  писатель  Владимир  Тендряков – теперь  тоже  безвременно  ушедший  из  жизни.  Аркадий  Александрович  руководил  школьным  литературным  кружком,  издавал  рукописный  журнал  «Юность».  В  нём  публиковались  песни,  сказки,  былины,  записанные  ребятами  в  местных,  богатых  фольклором  деревнях,  стихи  и  рассказы  самих  школьников.  Помещал  свои  и  учитель  Филёв,  подписывал  их  псевдонимом  Аркадий  Данский.

……  Долог  и  труден  был  путь  его  в  литературу.  Увлечение  чтением  с  первых  школьных  лет  было  как  бы  подготовительным  этапом.

Затем  робкие  попытки  самовыражения  в  стихах  ещё  в  семилетке.  Страсть  к  поэзии,  литературе  продолжалась  и  в  педагогическом  техникуме.  Не  выходила  ни  одна  стенгазета  без  его  стихов.

С  переездом   в  Подосиновец  его  литературные  увлечения  стали  более  широкими  и  плодотворными…

В  трудные,  очень  трудные  военные  и  послевоенные  годы  он  вместе  с  другими    товарищами  руководил  сложным  хозяйством  и  многогранной  жизнью  Подосиновского,  а  затем  и  Свечинского  районов.  Трудящиеся  нашего  района,  не  щадя  своих  сил,  делали  всё  для  фронта,  всё  для  Победы.  И  в  первых  рядах  этого  трудового  фронта  всегда  был  Аркадий  Александрович.  Все  эти  годы  он  не  знал  покоя,  изо  дня  в  день  был  на  полях,  фермах,  лесопунктах,  среди  людей,  вникал  в  человеческие  судьбы,  подбадривал,  разделял  чужую  боль  и  горе…  Аркадий  Александрович  был  всегда  простым,  доступным,  общительным  человеком,  готовым  помочь  любому,  выслушать  просьбы,  дать  советы,  принять  участие  или  просто  поговорить  о  жизни,  отвести  душу».

Это  только  фрагменты  воспоминаний  Я.Ф.Чебыкина  о  своём  друге,  соратнике.  А  сколько  ещё  тёплых  слов  сказано  в  адрес  нашего  знатного  земляка,  сколько  душевного  тепла  звучит  в  них.

И  мы,  бывшие  и  нынешние  учащиеся  и  учителя  Подосиновской   средней  школы,  гордимся,  что  Аркадий  Александрович  Филёв  вписал  свою  замечательную  страницу  в  летопись  Подосиновской  средней  школы,  пополнил  галерею  её  славных  выпускников.

ФОРУМ

Сайт лучше смотреть в разрешении 1024x768

Дизайн и разработка сайта Тестов А. Г. ( good140@ya.ru)

Hosted by uCoz